Эта разновидность спама встречается наиболее часто — некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Они могут осуществлять его рассылку самостоятельно, но чаще заказывают её тем компаниям (или лицам), которые на этом специализируются. Привлекательность такой рекламы заключается в её сравнительно низкой стоимости и (предположительно) большом охвате потенциальных клиентов.
Существует мнение, что, при правильной организации рекламных рассылок, спам действительно может повысить эффективность продаж, не доставляя получателям особого беспокойства. Основными условиями взаимовыгодности для получателя и организатора рассылки являются:
совмещение ролей организатора рассылок и провайдера услуг электронной почты; повышение качества целевой аудитории каждого конкретного рекламного письма рассылки; предупреждение клиентов провайдером о том, что он будет рассылать рекламные письма; предоставление удобных средств для блокировки нежелательных писем. Примером успешного договора о спаме между пользователями и провайдером электронной почты является система Gmail. В русскоязычном сегменте Сети появление данной стратегии предсказывалось в 2002 году.
Реклама незаконной продукции
С помощью спама часто рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другими способами, например порнографию, лекарственные средства с ограничениями по обороту, ворованную информацию (базы данных), контрафактное программное обеспечение.
Антиреклама
Запрещённая законодательством о рекламе информация, порочащая конкурентов и их продукцию, также распространяется с помощью спама.
«Нигерийские письма»
Иногда спам используется для того, чтобы выманить деньги у получателя письма. Наиболее распространенный способ получил название «нигерийские письма», потому что большое количество таких писем приходило из Нигерии. Такое письмо содержит сообщение о том, что получатель письма может получить каким-либо образом большую сумму денег, а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель письма просит перевести ему немного денег под предлогом, например, оформления документов или открытия счета. Выманивание этой суммы и является целью мошенников.
Более узкое название этого вида мошенничества — скам.
Фишинг
«Фишинг» (англ. phishing от fishing — рыбалка) — ещё один способ мошенничества с помощью спама. Он представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей. Такое письмо обычно маскируется под официальное сообщение от администрации банка. В нем говорится, что получатель должен подтвердить сведения о себе, иначе его счёт будет заблокирован, и приводится адрес сайта (принадлежащего спамерам) с формой, которую надо заполнить. Среди данных, которые требуется сообщить, присутствуют и те, которые нужны мошенникам. Для того, чтобы жертва не догадалась об обмане, оформление этого сайта также имитирует оформление официального сайта банка.
Другие виды спама
Рассылка писем религиозного содержания или «писем счастья». Массовая рассылка для вывода почтовой системы из строя (denial of service). Массовая рассылка от имени другого лица, для того чтобы вызвать к нему негативное отношение. Массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы (для их начального распространения). Рассылка писем, содержащих душещипательную историю (как правило, о больном, либо пострадавшем в результате несчастного случая ребёнке) с информацией о том, что за каждую пересылку письма некий интернет-провайдер якобы выплатит семье пострадавшего определённую сумму денег «на лечение». Целью такой рассылки является сбор e-mail адресов — после многочисленных пересылок «всем знакомым» в тексте такого письма часто содержатся e-mail адреса всех, кому оно было переслано ранее. А в числе очередных адресатов вполне может оказаться и инициировавший её спамер. Есть также два типа массовых рассылок, которые обычно не относят к категории спама, потому что они осуществляются неумышленно. Однако они создают такие же (или даже более серьёзные) проблемы для администраторов сетей и конечных пользователей.
Вредоносные программы определённого типа (почтовые черви) распространяются с помощью электронной почты. Заразив очередной компьютер, такой червь сканирует компьютер в поисках e-mail адресов и рассылает себя по этим адресам. Некоторые антивирусные программы, получив зараженное письмо, посылают по обратному адресу уведомление о вирусе (в то время как почтовые черви часто подставляют в качестве обратного адреса случайно выбранный). В результате, десятки людей, никак не связанных с рассылкой, получают сообщения о том, что их компьютеры заражены.